Текст: Ирина Фролова
Соблюдение правил личной гигиены необходимо для здоровья детей. Усвоенные в детстве, они закрепятся на всю жизнь. Но многие взрослые сталкиваются с тем, что приучить ребенка к соблюдению этих несложных правил совсем не так просто, а требование показать руки перед едой – не самый эффективный способ сделать личную гигиену привлекательной.
Конечно, нужно помнить, что пример, который подают родители, для ребенка невероятно важен. Не забывайте сами выполнять все правила, которым вы учите ребенка. Некоторые вещи можно делать вместе, например мыть руки после возвращения с улицы. Но есть и методические приемы, которые научат ребенка соблюдать гигиену, не вызывая скуки. Дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме – сделайте занятия интересными, познавательными и развлекательными.
Плохие и хорошие привычки
Подготовьте 20 карточек: на десяти опишите хорошие привычки (чистить зубы по утрам и перед сном, мыть руки перед едой, после посещения туалета, после возвращения с улицы, принимать душ утром и вечером и т.д.), на десяти – плохие. Записывайте на карточках не сухие факты, а живые истории про воображаемых персонажей: «Мальчик пришел домой с прогулки, а бабушка напекла пирожков. Мальчик сразу побежал на кухню, взял и съел пирожок». Можно придумать собственных персонажей или использовать любимых персонажей ребенка. Во время игры ребенок вынимает карточки и раскладывает их на две стопки: плохая это привычка или хорошая, правильно поступил персонаж с точки зрения соблюдения гигиены или нет. Если ребенок еще не умеет читать, вытаскивает карточки и зачитывает тексты родитель.
Кто такие микробы
Расскажите ребенку о том, что в мире живут миллиарды крошечных существ, которых мы не видим, и они находятся в том числе у нас на руках, на одежде, немытых овощах и фруктах и так далее. Они называются микробами – бактериями, и могут быть полезными для нас, вредными или не влиять на нас никак. Вредные бактерии вызывают болезни. Микробы очень маленькие и переходят к человеку при прикосновении к другому человеку или предмету, на котором живет этот микроб. Поэтому когда мы чихаем, нужно прикрывать рот носовым платком: вместе со слюной изо рта вылетают и микробы.
Притворитесь, что вы чихнули, прикрыв рот рукой, и в этот момент нанесите на руку смываемую краску. Затем потрогайте разные предметы, рассказывая о микробах, и спросите ребенка, куда переместились микробы. Попросите его показать предметы, на которых теперь живут «ваши» микробы (они будут видны как отметки краски).
Как правильно мыть руки
Большинство детей (да и некоторые взрослые) лишь споласкивают руки под водой, тогда как для удаления микробов нужно мыть руки с мылом в течение как минимум 20 секунд. Нанесите на руки ребенка блестки и попросите смыть их водой с мылом. Это займет не менее 20 секунд. Расскажите ребенку, что микробы подобны блесткам и смывать их приходится так же тщательно.
Как правильно мыть руки?
- Намочить руки водой
- Намылить руки
- Потереть руки друг о друга несколько раз (минимум 15 секунд)
- Протереть между пальцами
- Тщательно смыть мыло проточной водой
Подбери привычку
Подготовьте набор карточек с изображением частей тела (руки, зубы, волосы, пальцы, тело и т.д.) и набор карточек с изображениями средств гигиены (зубная щетка, паста, расческа, мыло, щеточка для ногтей и т.д.). Попросите ребенка подобрать подходящие друг другу карточки.
Обучение личной гигиене может быть интересным и увлекательным, а самое главное – эти привычки сохранятся на всю жизнь.